Сегодня состоялось традиционное августовское педагогическое совещание по финансовой грамотности, которое АРФГ проводит параллельно с «августовками» Министерства просвещения Российской Федерации.
Открыл совещание генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов. Он отметил, что финансовая грамотность по многим вопросам является ключевой для понимания общих процессов в жизни и выстраивания взаимоотношений взрослых, в том числе педагогов, и детей. Все они находятся в одном финансовом поле и в той или иной степени вносят свой вклад развитие этого финансового пространства – как потребители и как организаторы финансовых процессов.
«Именно поэтому тема финансовой грамотности объединяет людей разных возрастов, взглядов и подходов к финансовой культуре. Наша совместная работа с коллегами из Банка России, Министерства финансов, Министерства просвещения и других федеральных и региональных организаций, которые занимаются этим вопросом, – это больше, чем финансовое просвещение. Это создание и практическая апробация механизмов сотрудничества и взаимодействия, которые нужны в любой сфере, не только финансовой. Одновременно с этой апробацией возникают новые условия и обстоятельства, которые вынуждают эти подходы пересматривать и менять. Финансовая грамотность сложнее многих других предметов, потому что мы имеем дело с постоянно меняющимися вводными. И наша общая задача – не только заниматься подготовкой материалов и методик, выявлять лучше практики, но и помогать педагогам повышать финансовую грамотность детей – и их родителей (часто начинать нужно именно с них). Я желаю участникам сегодняшнего педсовета зарядиться новыми идеями, услышать для себя что-то новое и на следующих наших заседаниях рассказать о своем опыте», – подчеркнул глава АРФГ.
Выступления участников совещания начались с освещения темы компетентностного подхода в современном образовании. О его роли в формировании функциональной грамотности и шагах по его внедрению рассказала Юлия Лях, доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, заведующая Кафедрой общей и специальной педагогики Московского психолого-социального университета.
Способность, или, иначе говоря, компетенция человека действовать в условиях неопределенности отражает уровень его функциональной грамотности. В современном обществе задача ее повышения актуальна для всех видов человеческой деятельности. «Раньше необходимость самостоятельного личностного выбора затрагивала небольшую часть общества. Сегодня каждый должен самостоятельно выбирать свою судьбу, позицию по отношению к другому. Компетентностный подход хорош и одновременно опасен тем, что эта задача личностного выбора ставится во главу угла. Поэтому для успешного внедрения компетентностного подхода и формирования функциональной грамотности в образовательных учреждениях необходима скоординированная работа учителей, администрации, педагогов дополнительного образования и просветительских организаций», – отметила Юлия Лях.
О настроениях и ценностях молодежи рассказала Ольга Рубцова, ректор Академии инновационного образования и развития, кандидат педагогических наук, член Общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка в Российской Федерации. Их необходимо знать и учитывать при оценке состояния информационной безопасности и негативного воздействия цифрового контента, в том числе, по финансовой грамотности. В своем выступлении она привела 12 критериев такой оценки и перечислила требования к тем, кто проводит такую экспертизу. В завершении Ольга Рубцова предложила создать экспертную комиссию по оценке материалов по финансовой грамотности.
Тему функциональной и общей грамотности продолжила Ольга Мачехина, доктор педагогических наук, профессор Дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, руководитель Международного конкурса медиапроектов «Страна Читалия». На примере создания буктрейлеров она рассказала о пяти элементах мотивации к самообразованию и на что обращать внимание при анализе литературного произведения.
Еще об одном проекте, использующем компетентностный подход к образованию и просвещению, рассказала Мария Бурова, лектор и идеолог образовательного проекта PRO ЖКХ. Финансовая грамотность – неотъемлемое качество грамотного потребителя услуг ЖКХ. Лекторы проекта за 6 лет провели более 2 000 семинаров для более 100 000 слушателей. Как рассчитывается платеж по ЖКХ, почему в двух соседних домах сумма в платежках может различаться, как экономить на услугах и где покупать квартиру, чтобы меньше платить – рассказывают действующие эксперты в области жилищно-коммунального хозяйства. В сентябре стартует первая Олимпиада PRO ЖКХ для школьников 7-11 классов Московской области, и авторы проекта рассчитывают на интерес к ней со стороны педагогического сообщества, в том числе – по ее итогам – из других регионов.
Заместитель генерального директора АРФГ Ирина Маслова рассказала о возможностях по участию в волонтерской активности для обучающихся:
– обучение и повышение квалификации;
– событийное волонтёрство, часы в книжку волонтера (что дает дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ);
– развитие навыков, формирование культуры;
– методическая поддержка;
– участие в конференциях и публикации
и по ее организации – для учителей:
– создание ресурсного центра или Клуба волонтеров;
– регистрация школы как организатора на портале Добро РФ;
– организация мероприятий;
– эффективные партнерства разного уровня;
– участие в грантах и конкурсах;
– доступ ко всем мерам поддержки.
Темой выступления заместителя генерального директора АРФГ Андрея Андрианова стала методическая и ресурсная поддержка повышения финансовой грамотности, в которую входят:
– методические семинары для преподавателей, которые проходят каждую неделю по четвергам с сентября по май;
– банк методических разработок для повышения финграмотности лиц с особыми возможностями здоровья;
– библиотека АРФГ – уникальный каталог материалов различных форматов для различных категорий граждан (будет запущен в начале этой осени);
– вебинары «Дни финансовой грамотности в образовательных организациях» и олимпиада «Высшая проба» для учеников;
– проект «Родителям о детях» – для родителей детей и подростков;
ресурсная (административная, методическая, финансовая и информационная) поддержка АРФГ – для авторов инициативных проектов повышения финансовой грамотности.
Подводя итоги педагогического совета, модератор мероприятия, советник генерального директора АРФГ, эксперт Российской академии образования Сергей Иванов выразил надежду, что педагоги обязательно воспользуются представленной информацией, включат мероприятия в план учебно-воспитательной работы общеобразовательных организаций, а также будут пользоваться возможностями, которые широко представлены как для обучающихся, так и для педагогического сообщества.
Прослушать выступления участников совещания можно в записи на площадке АРФГ ВКонтакте.